Средневековая христианская мысль во Франции

Средневековая христианская мысль во Франции

Средневековье – это время реформ и изменений в культуре, религии и сознании человека. Это революция! Переход от язычества к монотеистической религии – к христианству.

Именно в этот период новая религия набирает свои обороты и подчиняет людей своим канонам. Не исключение и Франция, она тоже подверглась всем этим изменениям.

Итак, окунемся в эпоху, где центром вселенной и умов становиться Бог.

Основные черты христианских воззрений

В эпоху средневековья христианство распространяется по всей Европе. Происходит гибель античной культуры и языческих верований.

Для людей новая религия была, словно, глотком свежей воды. Она предлагала им равенство и устойчивые знания о мире, что имело колоссальный успех в те времена. Церковь предлагала понятные и приемлемы для людей ценности и нормы поведения, идею любящего Бога и искупления.

Эти идеи были поддержаны, но и старые воззрения не ушли в никуда. Именно поэтому в эпоху средневековья мы замечаем, что параллельно существует словно две разные вселенные. Сейчас мы разберемся и с этим!

Средневековая христианская мысль во Франции

С одной стороны – это священнослужители. Люди, представляющие собой образованную прослойку общества. Они знали Закон Божий и устанавливали свой в мире. Именно религиозные деятели обладали знаниями и имели доступ к Библии и трудам античности.

С другой стороны перед нами предстают обычные люди. В то время они не блистали образованностью и далеки были от истинного знания Священного Писания. Именно в их умах и поступках еще сохранилось язычество. Его элементы проскальзывали в поверьях, обрядах, быту.

Церкви того времени обильно украшались сценами из Библии. Это были разнообразные фрески и иконы. Их основная цель была донести до простого и неграмотного населения христианство. Это была так называемая, «Библия в картинках».

Как уже становится ясно, толкованием священного текста занимались монахи и священники. Среди них было много и философов, рассуждающих на тему религии. Они пытались познать Бога, объяснить его и толковали учение Христа.

Пьер Абеляр как яркий представитель того периода

Одним из ярких представителей того времени является французский философ Пьер Абеляр. Он уже не был член церковного клира, но все еще говорил о Боге.

Средневековая христианская мысль во Франции

Абеляр был преподавателем в университете, и это уже накладывало отпечаток на манеру его преподносить информацию. Он был тщеславен, как и все преподаватели того времени. Для него важно было мнение учеников о нем, и именно поэтому он проводил с ними все время. Он ел как студент, он спал как студент и он был близок к ним.

У него была и своя трагедия в жизни. Великая драма любви к своей ученице Элаизе, в дом которой он пришел как преподаватель, но в итоге стал ее любовником. Из-за этого он пережил много страданий и упреков.

Пьер Абеляр был искренне верующим христианином, но он трактовал и понимал религию немного иначе, чем в церкви. Он считал, что для верующего человека церковь не обязательна. Она только устанавливает правила, но мало заботится о самих прихожанах. Этому он и учил своих студентов, разбирал с ними Библию и открывал новые смыслы.

У философа было несколько основных трудов, но самый известный, это его автобиография «История моих бедствий», в ней изложена его жизненная история и его философские взгляды на мир и религию.

Мы уже отмечали, что вера в Бога во времена средневековья в Франции занимала особое место.

Религиозные мотивы присутствовали везде, они составляли основу повседневной жизни. Были основной. Да и порой единственной, темой французского искусства. Например, в живописи была очень развита иконопись. В музыке тоже главенствовали христианские мотивы.

Религия, в ту эпоху, была во всем и определяло жизнь и воззрения людей.

Средневековая христианская мысль во Франции