Назад в прошлое — удивительная пещера Ласко

Назад в прошлое - удивительная пещера Ласко

В  старинном регионе Перигоре, департамента Дордонь находится один из крупнейших памятников доисторической эпохи. Пещеры Ласко, которые известны своей наскальной живописью. Она хоть и не столь красочна, как, скажем, в Альтамире, но гораздо старше испанской. Большинство историков сходятся во мнении, что Ласко не была местом стоянки древних людей, скорее, это был их священный храм, место поклонения. Ласко еще называют «Сикстинской Капеллой доисторического периода».

Открытие пещеры Ласко

Открытие самого значимого памятника древней культуры произошло совершенно случайно. В 1940 году в разгар Второй мировой войны четверо подростков случайно наткнулись на лаз, проделанный в земле упавшей сосной. В надежде найти клад мальчишки принялись расчищать проход и обнаружили глубокую шахту. По некоторым данным, собака Марселя Равида, фактически, первой открыла эту пещеру, случайно провалившись в проем.

Напуганные молодые люди сразу уведомили своего учителя месье Лаваля о такой находке. К счастью, в те времена,  в провинции Монтиньяк проживал скрывавшийся от немецких оккупантов специалист по доисторическим памятникам доктор А.Брейль. К нему-то и обратился за советом месье Лаваль. В течение нескольких месяцев доктор Брейль с другими  палеонтологами изучал и классифицировал наскальные изображения Ласко.

Почти сразу после открытия пещеру Ласко признали археологическим памятником первобытной культуры Франции, а спустя почти сорок лет в 1979 году ее внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Назад в прошлое - удивительная пещера Ласко

Датирование наскальных рисунков.

На сегодняшней день не известно точное время возникновения наскальной живописи Ласко. Предположительно, древние рисунки были сделаны в XVIII–XV веках до нашей эры. Ученые расходятся в своих гипотезах о принадлежности изображений к тому или иному периоду. Уиллард Либби провел радиоуглеродный анализ древесного угля, который обнаружили в светильнике пещеры, и узнал, что взятые образцы имеют отношение к мадленской куьтуре. Позднее доктор Брейль поставил под сомнение полученные результаты и предложил отнести наскальные рисунки к граветтской эпохе. В 1998 году был проведен еще один радиоуглеродный анализ деревянной балки, взятой из шахты. Также с помощью спектрометрии было определено, что люди часто посещали пещеру и в солютерейскую эпоху.

Форма пещеры Ласко и ее рисунки.

Все рисунки в пещере выполнены красками в состав которых входит марганец и железо. Основными цветами являются красный во всех оттенках, охра, черный и белый. Все краски были натуральными, не имели никаких добавок и изготавливались здесь же в пещере. Археологи обнаружили сосуды, в которых сухую смесь путем смешивания с водой или животным жиром превращалась в жидкие краски, а также множество орудий труда, которыми древние художники прочерчивали контуры своих рисунков.

Назад в прошлое - удивительная пещера ЛаскоПещера Ласко представляет собой лабиринт из коридоров и залов. Первый и один самых больших залов называется залом быков. При входе в него посетителей встречает изображение неизвестного науке животного с крупным туловищем, небольшой головой и двумя огромными рогами. Изображения четырех быков доминируют над остальными животными: маленькими оленями с причудливыми рогами и лошадями.

От зала быков тянется узкий коридор-тупик, который французские археологи прозвали залом блаженного хаоса фигур. Сотни изображений коров, лошадей, оленей и других животных расположены на всех плоскостях пещеры. Направо от зала быков тянется небольшой коридор, ведущий к нефу и апсиде. Слева от нефа находится олений фриз. Художник изобразил только рога, головы и шеи животных, и, создается ощущение, что олени просто плывут по какой-то подземной реке.

Из апсиды по наклонной шахте можно попасть в зал, где изображена самая загадочная и непонятная ученым сцена. Кто-то видит в этом рисунке магический ритуал и шамана, впавшего в транс, кто-то трактует изображение как неудачно закончившуюся для человека охоту. В любом случае, этот сюжет имеет огромное значение, ведь именно здесь встречается первое изображение человека неолитической эпохи.